К V ревизии д. Узунларово при р. Инзер (от слова "узундар(озондар)" - рослые, люди высокого роста. По преданию таковым был основатель деревни) имела 155 жителей: 70 мужчин и 85 женщин, 16 дворов. 312 жителей и 50 дворов было в Узунларово в 1859 г. Первая Всероссийская перепись 1897 г. показала 418 человек и 92 дома.
Узунларово
К V ревизии д. Узунларово при р. Инзер (от слова "узундар(озондар)" - рослые, люди высокого роста. По преданию таковым был основатель деревни) имела 155 жителей: 70 мужчин и 85 женщин, 16 дворов. 312 жителей и 50 дворов было в Узунларово в 1859 г. Первая Всероссийская перепись 1897 г. показала 418 человек и 92 дома.
Ее житель Кучукбай Ишкинин, награжденный за героизм двумя серебряными медалями, участвовал во взятии Парижа в 1814 г.
Деревня Узунларово упоминается в 1764 г. в записи ее жителя Санзяпа Алакаева, он занял у мишаря д. Курманаево (ныне Аургазинский район) Курманая Газеева 81 рубль \"на необходимые нужды и на расплату долгов\" и обязался жить с женой и детьми в доме кредитора 5 лет, где надобно \"пить и есть ево, а одежду носить свою и быть в послушании ево и домашних ево во всем безотговорочно\". По истечении этого срока Санзяп обязался уплатить оставшуюся сумму денег11
Узунларовцы занимались в основном скотоводством и пчеловодством. На 250 жителей в 1839 г. приходилось лошадей 253, коров - 50, овец - 400, коз - 60 голов. Имели 100 ульев и 32 борти. Земледелие не развивалось. Лишь один из жителей в 1843 г. посеял 56 пудов озимого и 40 пудов ярового хлеба. В 1896 г. в деревне был хлебозапасный амбар, на случай неурожая, построили бакалейную лавку. Действовали мечеть и мектебе.
О пережиточной форме брака - один пример. Брак путем умыкания невесты был редкой формой брака у башкир. Существовавший длительное время этот обычай не осуждался мусульманской моралью; разумеется, брак оформлялся по шариату.
Создание семьи сопрягалось с большими материальными затратами с обеих сторон. Вот почему бедняки зачастую похищали девушек.
Обычно дела такого рода заканчивались взаимными удовлетворениями претензий. Так произошло, к примеру, и с иском отца похищенной в 1833 г. сыном муллы девушки Джавили из д. Узунларово. Ее похитили в поле, в дорогой одежде ценой в 239 руб. (сравни: хороший конь стоил 25 руб.). Это наводит на мысль, что умыкание девушки произошло не без ее согласия. Таким образом, отец был поставлен перед свершившимся фактом12.
Люди не оставались безразличными к судьбе умыканных девушек. Недаром сложили поговорку \"Кто угонит коня, тот будет вором, кто похитит девушку, тому унижение\".
Обострение земельного вопроса в пореформенный период привело к усилению борьбы крестьян за свои права. В 60-70-х годах XIX в. у башкир захватили свыше 2 млн. десятин земли. Широкое крестьянское движение в Башкирии вынудило царское правительство ограничить продажу башкирских земель (законы от 8 мая 1878 г. и 10 июня 1882 г.). Однако захват земель по-прежнему вызывал упорное сопротивление башкир-общинников, принимавшее весьма острый характер. 23 сентября 1881 г. жители д. Узунларово оказали вооруженное сопротивление с \"открытым нападением и выстрелами из ружей\" в знак протеста против отмежевания 15 тыс. десятин земли, купленной помещиками Дашковым и Софроновым у башкир Кумрык-Табынской волости13.
Между деревнями Абзаново и Узунларово по р. Инзер были расположены башкирские поселения Тавакачево и Гайфуллинское.
Ее житель Кучукбай Ишкинин, награжденный за героизм двумя серебряными медалями, участвовал во взятии Парижа в 1814 г.
Деревня Узунларово упоминается в 1764 г. в записи ее жителя Санзяпа Алакаева, он занял у мишаря д. Курманаево (ныне Аургазинский район) Курманая Газеева 81 рубль \"на необходимые нужды и на расплату долгов\" и обязался жить с женой и детьми в доме кредитора 5 лет, где надобно \"пить и есть ево, а одежду носить свою и быть в послушании ево и домашних ево во всем безотговорочно\". По истечении этого срока Санзяп обязался уплатить оставшуюся сумму денег11
Узунларовцы занимались в основном скотоводством и пчеловодством. На 250 жителей в 1839 г. приходилось лошадей 253, коров - 50, овец - 400, коз - 60 голов. Имели 100 ульев и 32 борти. Земледелие не развивалось. Лишь один из жителей в 1843 г. посеял 56 пудов озимого и 40 пудов ярового хлеба. В 1896 г. в деревне был хлебозапасный амбар, на случай неурожая, построили бакалейную лавку. Действовали мечеть и мектебе.
О пережиточной форме брака - один пример. Брак путем умыкания невесты был редкой формой брака у башкир. Существовавший длительное время этот обычай не осуждался мусульманской моралью; разумеется, брак оформлялся по шариату.
Создание семьи сопрягалось с большими материальными затратами с обеих сторон. Вот почему бедняки зачастую похищали девушек.
Обычно дела такого рода заканчивались взаимными удовлетворениями претензий. Так произошло, к примеру, и с иском отца похищенной в 1833 г. сыном муллы девушки Джавили из д. Узунларово. Ее похитили в поле, в дорогой одежде ценой в 239 руб. (сравни: хороший конь стоил 25 руб.). Это наводит на мысль, что умыкание девушки произошло не без ее согласия. Таким образом, отец был поставлен перед свершившимся фактом12.
Люди не оставались безразличными к судьбе умыканных девушек. Недаром сложили поговорку \"Кто угонит коня, тот будет вором, кто похитит девушку, тому унижение\".
Обострение земельного вопроса в пореформенный период привело к усилению борьбы крестьян за свои права. В 60-70-х годах XIX в. у башкир захватили свыше 2 млн. десятин земли. Широкое крестьянское движение в Башкирии вынудило царское правительство ограничить продажу башкирских земель (законы от 8 мая 1878 г. и 10 июня 1882 г.). Однако захват земель по-прежнему вызывал упорное сопротивление башкир-общинников, принимавшее весьма острый характер. 23 сентября 1881 г. жители д. Узунларово оказали вооруженное сопротивление с \"открытым нападением и выстрелами из ружей\" в знак протеста против отмежевания 15 тыс. десятин земли, купленной помещиками Дашковым и Софроновым у башкир Кумрык-Табынской волости13.
Между деревнями Абзаново и Узунларово по р. Инзер были расположены башкирские поселения Тавакачево и Гайфуллинское.