Дема является левым притоком реки Белой. Свое начало берет на юго-востоке Бугульминско-Белебеевской возвышенности, вблизи деревни Алешкино в Федоровском районе республики. Протекает по Федоровскому, Бижбулякскому, Миякинскому, Альшеевскому, Давлекановскому, Чишминскому, Уфимскому районам Республики Башкортостан. Место впадения ее в Белую хорошо видно от памятника Салавату Юлаеву, стоящего неподалеку от уфимского телецентра, в старинной Черкалихинской слободе.В водоемах реки из известных рыб обитают : щука, окунь, ерш, голавль, судак, красноперка, язь, лещ, карась, пескарь, сом и т.д. Из категории редких рыб в реках района обитают хариус европейский и форель речная, которые встречаются лишь в прозрачной, чистой и холодной без примесей воде.
Дема — одна из немногих рек, которая имеет два устья: одно создано природой, а другое — человеком, и вызвано это следующими причинами. Более десяти лет общественность Уфы, городское управление добивались проведения Сибирской железной дороги через город. За это время было написано множество ходатайств императору и в правительство. И вот 9 января 1885 года правительством России был утвержден проект железной дороги Самара-Златоуст-Челябинск-Екатеринбург, связывающей Европейскую и Азиатскую части России. Долгожданное строительство началось 23 октября 1885 года. Для осуществления беспрепятственного движения на ней было необходимо воздвигнуть железнодорожные мосты через реки Белую и Уфу. Но оказалось, что требуется строительство еще одного моста — через Дему, несущую в то время свои воды неподалеку от места стройки, почти параллельно течению Белой. Многие уфимцы, наверное, обратили внимание на озера, которые как бы пересекает железнодорожная насыпь на участке г. Уфа — ст. Дема, вблизи железнодорожной станции Левая Белая. Это не что иное, как бывшее истинное русло Демы. Именно это обстоятельство, вынуждающее строить еще один железнодорожный мост, было принято во внимание строителями. Поэтому они, избегая лишних затрат, решили не строить его, а спрямить русло Демы, прорыв для этого вручную новое искусственное русло метров 300—400 длины. Поэтому-то устье Демы, которое сейчас прекрасно видно со стороны памятника Салавату Юлаеву, является вторым, «молодым», рукотворным ее устьем.
Спустя несколько лет прорытое русло было доведено до совершенства силами самой природы. Истинное же, старое устье Демы, и сейчас хорошо сохранилось. Расположено оно в 6—7 километрах ниже по течению Белой, считая от железнодорожного моста. Находится неподалеку от деревни Романовка, что стоит на широкой Бельской старице, образующей остров Козарез, в районе Нижегородки.
Старый, существующий и ныне железнодорожный мост, был принят в эксплуатацию 8 сентября 1890 года, а закладку Уфимского железнодорожного вокзала произвели и пустили в эксплуатацию несколько раньше — 26 апреля 1886 г.
Сейчас рядом со старым построен новый, второй пролет моста, резко увеличивший пропускную способность железной дороги в обе стороны. Прокопанное же «молодое» русло Демы со временем превратилось в основное, а старое было просто засыпано и перегорожено высокой, ныне существующей насыпью.
Дема — одна из наиболее протяженных степных рек Башкортостана. Длина ее составляет 556 км. Берега ее приютили немало сел и деревень и старинный город Давлеканово.
На реке Дёма, в черте села Дюсяново Бижбулякского района в 0,1 км. ниже впадения реки Чекмагуш расположен пункт наблюдения качества воды Башгидромета № 39025. Пункт IV категории, предназначен для получения информации о качестве воды в местах нерестилищ и зимовья ценных рыб без организованного сброса сточных вод. Пункт открыт в 1974 году.
- Есть что рассказать о своем отдыхе в Башкирии? Ваши впечатления и отзывы об отдыхе в Башкирии появятся в блоге. Присылайте рассказы на admin@stomestrf.ru
- СТОМЕСТ
Автор: Гость